Magdali
7 чудес света: 1 - видеить, 2 - слышать, 3 - чувствовать, 4 - говрить, 5 - думать, 6 - радоваться, 7 - любить...
Под русалками понимают совокупность всех упоминаемых в фольклоре и в сообщениях очевидцев разнообразных человекоподобных существ или духов, ведущих водный или полуводный образ жизни. Русалки могут внешне почти не отличаться от людей, а могут иметь в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы.

Восточнославянские русалки по преимуществу — женщины (утопленницы), западноевропейские — обычно женщины с рыбьими хвостами (антропоморфные существа, по внешнему виду наследники древнегреческих тритонов и сирен). В англоязычном бестиарии для славянских русалок употребляется слово rusalka, а для западноевропейских — mermaid.

Европа

Древняя Греция

Женщинами с трубостоящими хвостами иногда изображались сирены, персонажи древнегреческой мифологии, обладательницы прекрасных голосов. (Правда, начиная с достаточно позднего периода). С этим был связан миф о том, что сирены своим пением заставляли следовать к ним проплывающих мимо моряков, которые вели свои суда прямо на прибрежные скалы и гибли. Вследствие этого сирен стали считать предвестницами смерти для мореплавателей.

В таких языках как испанский, французский, итальянский или польский русалка и сегодня обозначается словами, происходящими от древнегреческого: Siren, Sirene, Sirena, Syrena или Sereia.

Мужчины с рыбьими хвостами — тритоны, Нерей. Дочери Нерея — нереиды, зачастую хвостатые, входили в процессию Посейдона и Амфитриты.

В озёрах и реках жили нимфы (человекоподобные, без хвостов). Древнегреческий и римский каноны очевидно повлияли на традиции изображения в европейском искусстве.

Западная Европа

Было распространено мнение, что русалки не имели души и что они якобы хотят её обрести, но не могут найти в себе силы оставить море. Существует легенда, датируемая V веком, по которой русалка, желая обрести душу, ежедневно навещала монаха на маленьком острове возле Шотландии, который вместе с ней молился. Русалка не смогла покинуть море и со слезами всё же навсегда ушла в море. Сказка Андерсена «Русалочка» (1836) популяризировала канон истории: русалка ищет душу в любви со смертным.

Также у шотландской мифологии есть существа, называемые шелки — человекоподобные тюлени, имеющие некоторые сходства с русалками.

Германская русалка — ундина — обычно без хвоста, с красивыми волосами. По преимуществу, речные воды.

Персонаж немецкого фольклора и литературы Лорелея (Loreley) — красивая девушка, которая сидит на одноимённой скале над Рейном, расчесывает волосы и заманивает пением рыбаков. Сюжет обработан Гейне, существует балет и опера.

Славяне

Восточные славяне

Русалки, купалки, водяницы, лоскотухи и др. — один из низших духов в славянской мифологии, обычно вредоносный.

В русалок превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, люди, купающиеся в неурочное время, те, кого специально утащил водяной к себе в услужение, некрещёные дети.

Чаще всего живут в воде, но иногда в полях — полуденицы, или на деревьях — «древесные русалки». Обычно женщины, хотя бывают рассказы о русалках-мужчинах. Иногда выступает в качестве спасающей утопающих.

Представляются в виде красивых девушек с длинными волосами (ср. южнославянских вил, западноевропейских ундин), реже — в виде косматых безобразных женщин (у северных русских).

Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для нормальной крестьянской девушки — типичный и очень значимый атрибут.

Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов и карнавальных персонажей (типа Костромы, Ярилы), смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и связь русалок с миром мертвых.

Русальная неделя

В Русальную неделю[1] (неделя до или после Троицы) русалки выходят из воды, бегают по полям, качаются по деревьям, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг — «русальичин велик день». Поэтому в эту неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, нужно брать с собой полынь, которую русалки якобы боятся.

Южные и западные славяне

Женские духи, связанные с водой, в южнославянской мифологии называются вилы. Они владели колодцами и озёрами и умели «запирать» воды. Прекрасные девушки с распущенными волосами. Подробнее см. вилы.

В балете «Жизель» заглавная героиня становится вилой после своей смерти.


Некоторые миссионеры в Анголе рассказывали о встречах с русалками, живущими в местных реках и озёрах, которых туземцы отлавливали и поедали, что также было описано миссионерами. Стоял вопрос о том, есть ли у этих существ душа и можно ли рассматривать поедание их как каннибализм, хотя истории эти весьма сомнительны в своей правдивости.

Русалки в искусстве

Русалки в литературе

«Русалка» — пьеса А. С. Пушкина
«Майская ночь, или Утопленница» — повесть Н. В. Гоголя
«Русалочка» — сказка Г. Х. Андерсена
«Говорящий свёрток» — сказочная повесть Джеральда Даррела
«Русалка с патриарших прудов» — рассказ Василенко С. Русалка с Патриарших прудов: глава из романа «Красный фламинго» // «29» (журн.), 1999 (весна). СС. 42-48. а
"Русалка" - рассказ А. Барвинок

Русалки в музыке

«Леста — Днепровская русалка» — опера Степана Давыдова
«Русалка» — опера Антонина Дворжака
«Русалка» — опера А. С. Даргомыжского
«Жизель» — балет Адольфа Адано
«Русалочка» — балет (музыка - Лера Ауэрбах, постановка - Джон Ноймайер)
"Русалки" - Андрей Князев (альбом "Любовь негодяя")
"Русалка" - группа "WelicoRuss"
"Murmaider" - группа "Dethklok"

Русалки в кинематографе

«Принцесса подводного царства» — японский полнометражный мультфильм (1975), реж. Кацумата Томохару
«Русалочка» — советско-болгарский кинофильм (1976)
«Всплеск» — кинофильм с Дэрил Ханна в главной роли (1984)
«The Little Mermaid» — мультфильм студии Уолта Диснея (1989)
Лес Русалок — аниме
Аквамарин/Aquamarine — фильм, США (2006)
Mermaid Melody Pichi Pichi Pitch — аниме (2003—2004)
Сериал «Н2О: Просто добавь воды»
«Сын русалки (фильм)» — фильм, США (1999)
«Сабрина под водой» — фильм, США (1999)
Русалки / Mermaids — фильм, США (2003)
Зачарованные (сериал)
«Русалка» — Фильм Анны Меликян (2007)
«Пираты Карибского моря: На странных берегах» — фильм, США (2011)

Русалки в компьютерных играх

Приключения Русалочки и ее друзей — детский квест.
Русалочка: Волшебное Приключение — интерактивная игра для детей.
Раса русалок и тритонов присутствует во вселенной игр Disciples.
Русалки присутствуют в игре Heroes of Might and Magic IV.
Aquaria

Сообщения о русалках

В тех или иных источниках с давних времен появлялись сообщения о встрече с русалками или похожими существами, преподносящиеся, как правдивые истории.

XII век

В исландской летописи Speculum Regale (XII век) есть упоминание о чудовище «маргигр», что живет у берегов Гренландии. По описанию это типичная русалка — до пояса выглядит, как женщина с длинными руками и мягкими волосами, от пояса и ниже у нее рыбьи хвост, чешуя и плавники.[2][3]

В одной английской летописи есть упоминание о «морском человеке» уродливой внешности, пойманном в 1187 году на побережье графства Суффолк.

XV век

Известна история о прожившей некоторое время на суше русалке. Сообщается, что в начале XV века в Голландии буря разрушила дамбу и море затопило сушу. Местные жители нашли застрявшую на мелководье русалку и взяли ее к себе. Они научили ее носить одежду, есть человеческую еду, вязать, кланяться кресту, но не сумели научить говорить. Русалка прожила на суше пятнадцать лет. Когда она умерла, ее похоронили по христианскому обычаю.[2][3] Эта история пересказана в книге Сиго де ла Фона (фр. Sigaud de la Fond) «Чудеса натуры, или Собрание необыкновенных и примечания достойных явлений и приключений в целом мире тел, азбучным порядком расположенное».

Христофор Колумб во время первого плавания (1492—1493) писал, что видел у побережья Гвианы трёх русалок.

XVII век

В корабельном журнале Генри Гудзона, который он вёл, плавая у берегов Нового Света, есть запись о том, что два его матроса, Томас Хилс и Роберт Райнар 15 июня 1608 года увидели русалку. Они сообщили капитану, что вверх от пупка её грудь и спина были как у женщины, у неё была очень белая кожа и длинные чёрные волосы, а ее хвост был похож на хвост дельфина.[2][3]

Капитан английского флота Ричард Уитбурн писал в своих мемуарах, что в 1610 году впервые встретил странное существо в гавани Св. Иоанна в Ньюфаундленде. Существо обладало пропорциональным и красивым женским лицом, на его голове было множество синих полос, похожих на волосы. Верхняя часть у существа была человеческая, нижнюю Уитбурн не видел. Существо вело себя достаточно дружелюбно. Когда оно попыталось влезть в лодку к матросам, его ударили по голове веслом, с тех пор оно наблюдало за людьми издали.[2]

Существует легенда о Франсиско дела Веге Касаре, якобы жившем в Лиерганесе (Кантабрия) и с детства показывавшем способность плавать лучше других. В 1674 он во время купания был унесён сильным морским течением и пропал без вести. В феврале 1679 возле бухты Кадиса рыбаки поймали гуманоида, наблюдавшегося на протяжении нескольких дней в воде. Существо выглядело, как высокий юноша с бледной кожей и рыжими волосами. На нём была чешуя вдоль спины и вдоль живота. Между пальцами была коричневая перепонка. Отмечалось, что он ревел и рычал; двенадцать человек требовалось, чтобы его удержать. Три недели существо пробыло в монастыре францисканцев, где над ним производили обряд экзорцизма. В январе 1680 года его повели в Кантабрию, где мать пропавшего Франсиско и его братья признали в существе своего сына и брата. Когда он жил в посёлке, то питался сырым мясом или рыбой, почти не разговаривал. В 1682 году сбежал обратно в море.[4]

В 1682 году возле города Сестри (Италия) был пойман некий «морской человек». «Он прожил всего несколько дней, плача и испуская жалобные вопли, и всё это время ничего не ел и не пил».[2]

XVIII век

В некоем издании 1717 года было изображено существо, похожее на русалку, о котором написано, что оно было поймано на побережье Борнео, в административном округе Амбойна. В длину существо составляло 1,5 метра, «телосложением похоже на угря». Прожило на суше чуть больше четырех дней, в бочке с водой, от пищи отказывалось. Периодически издавало пищащие звуки.[3]

В 1737 году в журнале The Gentleman's Magazine писалось, что возле английского города Экстер рыбаки, вытаскивая на берег сеть, обнаружили, что в ней запуталось неизвестное существо длиной 1,2 метра с хвостом, «как у лосося», и забили его палками. «Тварь эта, умирая, стонала, как человек. Глаза, нос и рот у неё оказались тоже как у человека. Нос, правда, слегка был приплюснут». Тело выставлялось в Экстере.[2]

Журнал Scot’s magazine за 1739 год сообщал, что команда корабля «Галифакс» поймали на побережье острова Маврикий несколько человекообразных русалок, зажарили и съели их. Их мясо они сравнивали с телятиной.[2]

XIX век

8 сентября 1809 года в газете Times было напечатано сообщение школьного учителя, что двенадцать лет назад по дороге из города Сурсо (графство Кейтнесс) по направлению в Сенсайд Хед (Северная Шотландия) он увидел в море русалку. Напоминающая обнаженную женщину, она сидела на труднодоступной, выступающей из моря скале, расчёсывала рукой свои светло-коричневые волосы, а потом нырнула в море и больше не показывалась. Очевидец подробно описал ее не отличимую от человеческой внешность и выразил надежду, что его сообщение поможет науке.[2][3]

В 1819 году в Ирландии в прибое, возле берега, заметили русалку. На берегу стало собираться много людей, пока один из них не выстрелил в существо, которое «с пронзительным криком ушло под воду».[2]

В 1823 г. в Дании была создана королевская комиссия по изучению сообщений о русалках.[источник не указан 270 дней]

В 1830 на острове Бенбекьюла в Гебридах (Великобритания) местные жители, собирая водоросли, заметили в воде, возле берега, существо, «представляющее собой как бы женщину, только в миниатюре». После неудачных попыток его поймать, кто-то запустил в него камень. Через несколько дней к берегу на расстоянии 3 км от места происшествия прибило труп неизвестного существа. Местный житель так его описал: «Верхняя часть этого существа была, как у хорошо упитанного ребёнка трёх-четырёх лет, но с ненормально развитыми грудями. Волосы — длинные тёмные и блестящие, кожа белая и мягкая. Нижняя часть тела представляла собой хвост, как у лосося, но без чешуи». Много людей засвидетельствовало наличие этого трупа, местным шерифом Дунканом Шоу было приказано сшить для него саван и изготовить гроб.[2] Эта история описана в Carmina Gadelica Александра Кармайкла (1900).[источник не указан 270 дней]

31 октября 1881 года в американских газетах писалось, что на берегу было найдено неизвестное существо. Репортёр бостонской газеты, сам наблюдавший труп, описал его так: «Выше пояса она представляет собой полное подобие женщины. Ниже пояса тело этого существа совершенно такое же, как у кефали», но при этом на руках у существа были не ногти, а когти, как у орла.[2]

XX век

В 1900 г. на севере Шотландии некто Александр Ганн видел с расстояния 6-7 футов облокотившееся на риф существо, напоминающее очень красивую женщину с волнистыми золотисто-рыжими волосами, зелёными глазами и дугообразными бровями, которое он счел русалкой.[3]

В сообщениях, собранных криптозоологом Майей Быковой, есть письмо от некоей М. Сергеевой, которая в 1952 году на лесозаготовительном участке «Балабановск» в Западной Сибири с тремя другими людьми отправилась купаться на озеро. Под водой озера они увидели «водяную девушку», брюнетку с синими глазами, которая пыталась утащить в воду одного из мужчин, но ей пришлось ограничиться кражей платка Сергеевой.[5]

20 декабря 1977 корреспондент южноафриканской газеты Pretoria news сообщал, что в пригороде Лусаки (Замбия), после разлива реки в коллектор для сбора воды занесло русалку, которая выглядела, «как белая женщина».[2]

Объяснения явления

Падшие ангелы

Согласно некоторым легендам, русалки являются бесами, питающимися человеческим мясом. Моряков они завлекают своими пением и музыкой или же запахом своего тела

Морские млекопитающие

Широко распространено мнение, что рассказы о русалках навеяны наблюдением таких животных, как сирены (дюгони, морские коровы и ламантины), дельфины и ластоногие, якобы издалека неотличимые от людей. В частности, считается, что морская корова, поедающая водоросли, может быть похожа на серого получеловека-полурыбу с зелёными волосами. Вокруг подобных идей строятся некоторые из приведённых ниже. Данная версия всё же неспособна объяснить все вышеозначенные случаи наблюдения русалок, когда криптиды наблюдались с близкого расстояния, но всё же вполне применима к фольклору и суевериям, связанным с русалками. Весомым аргументом в пользу этой гипотезы служит история ареала дюгоня, который простирался ранее вплоть до Западной Европы.

Оптическая иллюзия

В 1981 г. канадские учёные В.Лен и И.Шредер попытались объяснить описанные в средневековых скандинавских рукописях сообщения о наблюдении русалок сильно искажёнными в результате преломления света в атмосфере изображениями морских зверей.

Галлюцинации

По мнению психотерапевта Линды Картер-Эйк, океан, воздействуя на подсознание человека, вызывает у него в воображении образ русалки. Существует также мнение, что во время долгих плаваний моряки, страдающие от скуки, могли принимать морских млекопитающих за женщин.

Кожные заболевания

Также есть мнение, что рассказы о водяных людях происходят от различных кожных заболеваний (см. статью «Дерматология»), при которых человек покрывается образованиями, похожими на чешую. Примером подобного заболевания может служить псориаз.

Мистификация

Известны истории о сфабрикованных телах русалок, изготовленных из сшитых верхней части тела примата и нижней части рыбы. Одна из таких «русалок», утверждают, была изготовлена в XVII веке. Также известно, что Ф. Т. Барнум однажды зарабатывал тем, что выставлял фальшивый труп русалки.

Неизвестные науке антропоморфные существа

В 1991 г. в журнале «Наука и жизнь» (№ 4) был помещён реферат статьи Карла Банзе под названием «Основы биологии русалок», где на основе сообщений различных эпох делается попытка описать русалок и представить их неизвестными зоологической науке водными млекопитающими, обитающими в прибрежных водах тёплых морей. По мнению Банзе, существовало три вида русалок:

«Русалка обыкновенная обитала в Средиземном море и у атлантических берегов Испании и Португалии».

Русалка индийская. «Этот вид жил у атлантического побережья Америки».

«Русалка эритрейская обитала в Красном и Аравийском морях, а также в Индонезийском архипелаге».

«Несмотря на крупный мозг и способность трудиться, — пишет Банзе, — культура русалок не была высокоразвитой. Использованию огня, а значит, получению металлов и керамики, мешала водная среда обитания. Отсутствие в морях растений с волокнами, пригодными для прядения, помешало русалкам изобрести ткачество и одежду». Автор статьи полагает, что снижение количества сообщений о русалках могло быть следствием усовершенствования водного транспорта, позволившего «морякам перейти от плавания у берегов, где можно было встретить русалок, к плаванию в открытом море», а также вымиранием русалок. «Причина этого вымирания — главным образом усиление рыболовства в прибрежных зонах и загрязнение моря. В результате усиленно размножаются медузы, а русалки, с их нежной кожей, особенно в верхней половине тела, не могли перенести нападения жгучих медуз».

Однако эта публикация более похожа на первоапрельскую шутку, учитывая номер журнала, в котором она появилась. «Наука и жизнь» неоднократно публиковал в 4-м номере года наукообразные статьи, о которых впоследствии сообщалось, что это был розыгрыш.

В 1960 г. член Королевского общества профессор Элистер Гарди предположил, что человек произошёл не от других приматов, а от обезьяноподобных существ, живущих под водой. Элайн Морган (англ. Morgan) развила эту идею в книге «The Aquatic Ape» (1982).

Впрочем, такая идея высказывалась ещё в XVII веке, когда часовой на крепостной стене Булоня (Франция), заслышав в море шум, якобы пристрелил мужеподобного гуманоида с хвостом, как у рыбы. Когда автор описывал его, он заключил, что он является предком всех людей белой, чёрной и жёлтой рас[источник не указан 767 дней].

Рунан-шах - обитающий в Каспийском море человек-амфибия.Был неоднократно замечен и на суше, особенно на иранской территории. По словам свидетелей он среднего роста,телосложение плотное, цвет кожи - бледный, голубовато-серебристый, слегка мерцающий. Волосы на вид жесткие, темно-зеленые, многие утверждают, что похожи на водоросли. Живот выпуклый, гребнеобразный. Лицо напоминает человеческое, но с сильными отличиями. Например, нет ушей и подбородка, выступающая нижняя челюсть большого рта как бы сразу переходит в шею. Нос большой, крючкообразный, чем-то напоминает дельфиний. Глаза большие, круглые. Руки короче и толще, чем у человека. На кистях - по четыре пальца и с перепонками. Ноги - тоже короче и с чем-то, напоминающим ласты.

Литература

Горбовский А. По следам нереид, тритонов и русалок / А. Горбовский // Наука и жизнь. — 2003. — № 9. — С.118—128.
Непомнящий Н. Н. Сто великих тайн / Н. Н. Непомнящий, А. Ю. Низовский. — М., 2000. — С. 138—144, 185—189.
Дегтярь В. Русалка — человек или рыбка? / В. Дегтярь // Мир увлечений. Невероятно. — 2000. — № 5(1). — С. 16.
Быкова М. Другие, или Очередное «открытие Америки» / М. Быкова // Техника — молодёжи. — ?. — №?. — С. 48—50.
Шукер К. Непознанное / К. Шукер; Пер. О. Дробут , Т. Козак. — М., 1998. — С. 19.
Банзе К. Основы биологии русалок / К. Банзе // Наука и жизнь. — 1991. — № 4. — С. 136—137.
Евтеев А. Кого встретили боевые пловцы, или Ещё раз о подводной цивилизации / А. Евтеев // Интересная газета. Невероятное. — 1999. — № 10(73). — С. 6.
Пивень М. Русалки / М. Пивень // Юный художник. — 2005. — № 3. — С. 18-19.
Сизова О. Русалки / О. Сизова // Новый Акрополь. — 2005. — № 2. — С. 10-11.
Что есть что: Мифы славян: Дет. энцикл. — М.: Слово, 2000. — 47 с.
Шутка чероного Лешего: Сказоч. истории о русалках, домовых и прочей нечисти. — СПб.: Библиополис, 2001. — 334 с.
Я познаю мир: Нечистая сила: Дет. энцикл. — М.: АСТ, 2001. — 287 с.